среда, 10 июля 2013 г.

Путешествие в Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. (часть 1)

Привет всем!
Это наверное самый тяжелый пост в блоге. Если раньше я писал ни о чем. то теперь вполне конкретный объект. Который к тому же вогнал меня в не совсем обычное состояние. Это состояние можно охарактеризовать одной простой фразой: "Я не знаю как это сделано!" Т.е. когда мозг стучит изнутри в черепную коробку и кричит - "Это невозможно!", а глаза с издевкой констатируют - "Невозможно? А это что такое? Прямо перед носом!". 

1. Исаакиевский собор. 


Ну, а теперь, когда интрига уже есть посмотрим в деталях о чем же будет написано в этом посте. :) Что тут будет написано,  я себе примерно представляю, но вот какими словами и в каком порядке - для меня такая же загадка, как и для вас.
К сожалению, сейчас собор реставрируется что легко заметить по фотографии №1. Поэтому на некоторых фотографиях присутствуют леса.
Собор был спроектирован и построен архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром де Монферраном - (действительно гениальным человеком). Все работы велись с 1817 до 1858 года. 
"Среди купольных храмов Исаакиевский собор по своим размерам стоит на четвертом месте в мире, уступая только соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота собора 101,5 метра, длина (с портиками) 111,3 метра, ширина 97,6 метра. Внутренний диаметр купола - 21,8 метра, наружный - 25,8 метра. Здание окружают 112 монолитных колонн, причем каждая из колонн портиков имеет высоту 17 метров и весит 114 тонн.
Исаакиевский собор получил свое название в честь византийского монаха святого преподобного Исаакия Далматинского, в день памяти которого, 30 мая родился основатель Санкт-Петербурга Петр I."
2. Вид с правого берега Невы.
Вот такое вот простое описание, изложенное в буклете, который продавался в музее. Дальнейший поиск (правда не настолько глубокий как хотелось бы) добавил совсем немногое. Пожалуй, самое подробное описание лежит на википедии, остальные описания как и большинство информации в интернете приносит нулевую пользу, так как переливает из пустого в порожнее то что что уже есть на википедии. Так что детали лучше смотреть на википедии, а тем кому стало интересно советую почитать первоисточники.

3. Западный портик.
Кстати, буклет немножко недоговаривает. Оцените уровень мастерства авторов буклета. :)) Смотрите "Здание окружают 112 монолитных колонн, причем каждая из колонн портиков имеет высоту 17 метров и весит 114 тонн." 
На плане приведенном в этом самом буклете несложно подсчитать что больших колонн (которые очевидно и весят 114 тонн) всего - 48. 
4. "Муки выбора ракурса"
Еще присутствуют 24 монолитных колонны вокруг купола собора, которые значительно легче (хотя от этого и не легче :)) ) - всего 64 тонны.
Остальные колонны, а их 112-24-48=40 намного меньшего размера, расположены на колокольнях (всего 32 штуки) и на окнах собора (8 штук). Только в буклете этого не написано. :)) Но и не соврали. Просто немного не договорили. :) Пока я судорожно искал нехватающие колонны, перерыл все фотографии снятые как снаружи так и внутри собора. :)) Кстати, забыл упомянуть. Внутри я тоже немного фотографировал, фотографии даже успел обработать, но эти фотографии будут во второй части, также посвященной Исаакиевскому собору.
5. Самый лучший ракурс. :)
Теперь наверное, удивленный читатель чешет то, чем думает и не может понять к чему был самый первый абзац. Ведь все вроде понятно... Ну собор, ну Исаакиевский, ну большой... Ничего удивительного подумает читатель и сильно ошибется.
Самое главное чудо этого собора - отнюдь не двери работы скульптора И.П. Витали. Вес этих дверей - по 10 тонн каждая створка.

6. Фрагмент дверей южного портика Барельефы "Бегство в Египет" и "Беседа 12-летнего Иисуса Христа с фарисеями".
7. Святой Александр Невский
8. Св. Архистратиг Михаил
Не барельефы слева и справа от дверей, работы того же скульптора:
9. Барельеф южного портика "Возвещение пастырям о рождестве Спасителя"

10. Барельеф южного портика "Избиение младенцев."
И даже не фронтоны.

11. Фронтон восточного портика "«Исаакий Далматский останавливает императора Валента»" (скульптор - Лемер)
Главное чудо этого собора - колонны. Напомню - вес больших колонн - 114 тонн, а колонн окружаюзих купол - 64 тонны. Кроме того, гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. (Даже самому приятно, что в свое время в институте я не просто водку пил и девушек гулял, но еще и методом диффузии знания получал. :)) ) Возникает несколько весьма неприятных вопросов - в тот момент ответов я естественно не знал. Потом уже в Киеве я нашел часть ответов, но некоторые вопросы так и остались без ответа... Так что чудо продолжает жить в этом соборе. :))
Что же это за вопросы спросите вы. Сформулирую некоторые из них, естественно со своими  соображениями.

Необходимое примечание. Подробности в современной литературе я не нашел. так что описания взяты из книги "Описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, составленное  по официальным документам" изданной в 1865 году.

12.
1. Как смогли вырезать такую глыбу гранита, который как известно,  является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород?
Тут почти все понятно. Нашли место (такое себе местечко Пютерлакс в Финляндии между Выборгом и Фридрихгамом) где гранит залегает пластами чуть более двух метров толщиной. Далее в пласте вырубалась канавка в виде буквы "П" где верхняя палочка намного длиннее боковых. Заготовку естественно вырубали боком. Затем на всю глубину пласта высверливались отверстия через каждых 25 сантиметров. А вот затем начиналось действо, которое свидетельствует, что в начале 19 века люди были гораздо умнее, чем о них принято думать сейчас. В просверленные отверстия вставлялись клинья и затем по команде рабочие одновременно били молотами по всем клиньям. Затем отколовшуюся заготовку при помощи рычагов и воротов отделяли от пласта, начерно обтесывали, грузили на специально построенные баржи и транспортировали к месту строительства. Вроде как все просто и понятно. :) Меня все же смущает вес заготовки. Примерно 130-140 тонн перекатывалось по подложенным бревнам. Я не специалист но мне кажется бревна должны были расползтись в кашу... И второе замечание. Очень бы хотелось посмотреть на сверла, которыми сверлились более чем двухметровые (по глубине) отверстия.

2. Как именно шлифовали колонны? При помощи каких инструментов и приспособлений?
На этот вопрос у меня ответа нет. Посмотрите сами.

13. Колоннада южного портика.
Колонны отшлифованы до блеска. Обратите внимание на самый низ колонны. Там где заканчивается гранит и начинвется подложка другого цвета. Там есть небольшое утолщение, очень аккуратно выточенное и... одинаковое у всех колонн. Обычно такие вещи бывают если детали обрабатывали на токарном станке. Это утолщение остается в результате того, что резец станка не может обработать деталь из-за зажимного патрона. 
С другой стороны согласно тому, что написано в источниках, на строительстве было задействовано около 400 тысяч крепостных крестьян и работников. Как видите, токарей не упоминается. :)
Еще довод. Я что-то не слыхал чтобы в период с 20.03.1828 по 11.08.1830 где либо в мире использовались токарные станки способные обрабатывать детали более 2 метров в диаметре и около 17 метров в длину.
 Учитывая твердость гранита, вручную отшлифовать даже одну колонну - весьма неблагодарное занятие. Грязное, утомительное, длительное и неэффективное. Про экономическую составляющую вообще молчу. Т.е. если бы я не видел эти колонны своими глазами - я бы рассмеялся и сказал бы что это практически невыполнимая задача.
Тем не менее все колонны установили именно в приведенный отрезок времени - всего за два года. Как они были сделаны, для меня остается загадкой. Если кто поделится подробным описанием процесса, скажу большое спасибо. А сами колонны соответственно - чудо. :)  
Еще интересный ньюанс. Архитектор, когда проектирует здание заранее знает как и что он будет делать. Следовательно Монферран отлично знал как именно будут изготовлены эти колонны. Причем знал еще до 1817 года, когда начал проектировать собор.
И обратите еще внимание на ближайшую колонну (ф.13) видите внизу темную полоску. Да это заплатка. Она повторяет все изгибы колонны - такое впечатление что сначала поставили заплатку, а уже потом шлифовали. Выше на той же колонне есть еще одна маленькая заплата, которая выделяется гораздо больше чем нижняя. Я  не в курсе, какая заплата была поставлена раньше, а какая позже - может у кого есть информация по этому поводу?

3. Как именно устанавливали 114-тонные колонны? Как 64-тонные колонны были установлены на высоте 43 метров вокруг купола собора?
Существующие описания меня смущают. Кажутся маловероятными. Согласно описанию были построены деревянные леса, и при помощи 16 кабестанов (это такие вертикальные вороты - использовались для ручного поднятия якорей на судах) колонны устанавливались вертикально. 
14. Модель лесов для установки больших колонн (1/16 натуральной величины)
Меня опять таки сильно смущает вес колонн. Просто таки ужасно смущает.

Кстати, Монферран выпустил несколько альбомов со своими рисунками, на которых изображены различные стадии строительства. В том месте, откуда честно стырены эти картинки утверждалось что это работы Монферрана, но самих альбомов мне найти не удалось, т.к. хранятся они в музеях и вряд ли публиковались целиком. Так что возможен (хотя и маловероятен) фейк. 
Процесс добывания заготовок колонн. На картинке присутствует противоречие описаниям в источнике.  Напомню, что согласно описанию, на месте добычи производилась черновая обработка колонн. 
Процесс выгрузки колонны из баржи на пристань. (вспомните вес колонны - 114 тонн)
Шлифовка колонн. Из картинки видно что шлифовка производилась вручную.
На переднем плане слева - кабестан (если кто не знает)
Установка колонн портиков. Леса соответствуют модели на фотографии.
Подъем колонны. 
Подъем и установка малых :)) колонн. (всего то 64 тонны, проще пареной репы)

Думаю, достаточно. Прошу прощения за чужие материалы, но так оно намного нагляднее. Зато фотографии - мои. Напоследок еще несколько фотографий, которые не влезли  основной текст. :))

15.
16.
17.
Всем удачи!

PS. Появилась вторая часть описания, посвященного Исаакиевскому собору. Лежит тут 

Комментариев нет:

Отправить комментарий